Национальные исследования качества образования
В 2014 году по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) начата реализация общероссийской программы по оценке качества среднего образования — Национальные исследования качества образования (НИКО).
Цель проведения НИКО: развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствование общероссийской системы оценки качества образования.
Федеральным организатором НИКО является Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), осуществляющий организацию и общую координацию исследования.
Мероприятия НИКО проводятся по выборке образовательных организаций, которая осуществляется МЦНМО на основании специально разработанной методики. В каждой образовательной организации в исследовании участвует вся параллель выбранных классов.
Процедура исследования включает в себя диагностическую работу и анкетирование участников.
Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития.
Не предусмотрено использование результатов НИКО для оценки деятельности учителей, образовательных организаций, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.
В рамках НИКО проведены мониторинговые исследования:
— качества математического образования в 5−7-х классах (октябрь 2015 года);
— качества начального образования по предметам: русский язык, математика, окружающий мир в 4-х классах (апрель 2015 года);
— качества образования в сфере информационных технологий в 8−9-х классах (октябрь 2015 года);
— качества образования по истории и обществознанию в 6-х и 8-х классах (апрель 2016 года);
— качества образования по иностранным языкам в 5-х и 8-х классах (октябрь 2016 года);
— качества образования по основам безопасности жизнедеятельности в 6-х и 8-х классах (апрель 2017 года);
Планируется проведение исследований:
— качества образования по биологии, химии в 10-х классах (октябрь 2017 года);
— качества образования по литературе, мировой художественной культуре в 6-х и 8-х классах (апрель 2018 года);
— качества образования по географии в 7-х и 10-х классах (октябрь-ноябрь 2018 года);
— качества образования по физкультуре в 6-х и 10-х классах (апрель 2019 года);
— качества образования по математике в 5-х, 7-х и 10-х классах (октябрь 2019 года).