Вопросы и ответы

На основании статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За оказанные услуги учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер.

Порядок взимания и использования родительской платы в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода регламентирован Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.10.2011 №4368.

В соответствии с внесенными в данное Постановление изменениями от 30.08 2016 родители (законные представители) не позднее 6-го числа текущего месяца производят оплату за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации за текущий месяц путем перечисления денежных средств на ее лицевой счет. В следующем месяце производится перерасчет оплаты за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации пропорционально количеству дней фактического посещения ребенком детского сада. Изменения, внесенные в указанное постановление, вступили в законную силу с 01.09. 2016.

В соответствии со статьей 87 Бюджетного Кодекса РФ, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности не может финансироваться за счет областного бюджета. Решить данный вопрос возможно только за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 1.9 распоряжения Правительства Нижегородской области от 12.03.2013 года № 498-р «О принятии мер по увеличению оплаты труда работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также органов исполнительной власти Нижегородской области», увеличена заработная плата работников образовательных учреждений, не относящихся к категории педагогических работников, с 1 октября 2013 года на 7 процентов.

Согласно статье 144 ТК РФ система оплаты труда работников образовательных учреждений устанавливается — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Оплата труда в государственных образовательных учреждениях Нижегородской области производится на основании постановления Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 №468 «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области».

Данное Постановление носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Система оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях Нижегородской области регламентируется Положениями об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, утверждаемыми нормативными актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Согласно Приказу министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года №247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» должность инженер — программист относится к профессиональной квалификационной группе (далее — ПКГ) «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» к 1 квалификационному уровню.

Оплата труда в государственных образовательных учреждениях Нижегородской области регламентируется Положением об оплате труда (далее — Положение), утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 № 468 «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области»

Выплаты компенсационного характера изложены в Приложении 2 к вышеуказанному Положению, в Приложении 3 указаны доплаты за дополнительно возложенные на педагогических работников обязанности.

Вместе с тем, сообщаем согласно пункту 19 Приложения 2 к Положению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы повышенного уровня (работающим по специальным программам и специальным учебным планам) дополнительно предусматривается выплата компенсационного характера за особые условия труда производственного характера в размере 15 процентов.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к Положению преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования предусмотрены доплаты за классное руководство в размере 20 процентов.

В соответствии с пунктом 3 Приложения 3 к Положению доплаты за дополнительно возложенные на педагогических работников обязанности производятся за проверку письменных работ по следующим дисциплинам:

—  по русскому языку, родному языку и литературе в размере 15 процентов

—  по математике, химии, физике, биологии, иностранному языку, черчению, конструированию, технической механике, истории, обществоведению, географии в размере 10 процентов.

Кроме того, в целях стимулирования высокой результативности работы, обеспечения успешного выполнения наиболее сложных работ, высокого качества работы, за напряженность, интенсивность труда и другие качественные показатели труда работникам образовательного учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера.

Данные выплаты производятся по решению руководителя учреждения в порядке, установленном локальными актами учреждения образования, коллективным договором.

В соответствии законодательством об образовании требования к одежде обучающихся, включающие общий вид одежды, ее цвет, фасон, а также обязательность ее ношения определяется коллегиальным органом управления общеобразовательной организации и регламентируется в локальном нормативном акте общеобразовательной организации (п. 18 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), постановление Правительства Нижегородской области от 21.05.2013 № 314 «Об установлении основных требований к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях Нижегородской области»).

Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных организаций должно приниматься всеми участниками образовательных отношений с учетом социальных гарантий, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, малообеспеченным и многодетным семьям.

Образовательная организация не вправе требовать в принудительном порядке от родителей обучающихся приобретать одежду, не соответствующую требованиям локального нормативного акта, а также обязывать родителей заказывать одежду в конкретном ателье по определенной стоимости одежды. Каждый класс, каждый родитель (законный представитель) имеет свободу в выборе поставщика и определения цены на одежду.

Заключение официального соглашения образовательной организации с конкретным ИП или юридическим лицом может указывать на нарушение антимонопольного законодательства. Такое соглашение, если оно действительно оформлено официально, может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу по Нижегородской области.

Любое принуждение обучающихся и их родителей (законных представителей) к уплате каких-либо денежных средств со стороны образовательной организации (органов управления образовательной организации), выразившееся в наложении на родителей (законных представителей) обучающихся обязанности по оплате услуг или установлении взносов, в том числе в попечительский совет, является незаконным.

Установленный с 1 января 2011 года Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209) не предусматривает продление срока действия имеющейся квалификационной категории.

Однако в целях социальной защищенности педагогических работников внесены изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года № 468 «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области» (постановление Правительства Нижегородской области от 24 марта 2011 года № 201) в части сохранения повышающих коэффициентов к минимальным окладам по ПКГ за квалификационные категории на срок до одного года педагогическим работникам по истечению срока действия квалификационной категории по следующим основаниям: в случаях длительной нетрудоспособности работника в течение аттестационного периода; по возвращении в течение учебного года из длительной командировки, связанной с профессиональной деятельностью; из отпуска длительностью до одного года; из отпуска по уходу за ребенком, независимо от срока окончания действия квалификационной категории; при приеме на работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, а также тем работникам, которым до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», остался один год и менее.

Министерство образования Нижегородской области рекомендовало внести аналогичные изменения в муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие оплату труда педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, для сохранения повышающего коэффициента на срок до одного года до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» Вам необходимо обратиться к Вашему работодателю.

Изменение требований по аттестации связано со вступлением в силу с 1 января 2011 года нового Порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 года № 209 (далее — Порядок).

Настоящий Порядок определяет правила проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений и требования, предъявляемые к квалификационным категориям (п.п. 30 и 31 Порядка).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее — Квалификационный справочник) в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» устанавливает основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые педагогический работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, в том числе и умений владеть компьютерными технологиями.

При разработке механизма аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений министерство образования Нижегородской области руководствовалось Порядком и Квалификационным справочником.

Таким образом, порядок аттестации педагогических работников Нижегородской области соответствует требованиям Федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы аттестации

Компьютерное тестирование было введено в процедуру аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2008 году как вариативная форма по выбору прохождения первого направления аттестации. Однако в новых условиях, с учетом ввода квалификационных характеристик должностей работников образования и единого подхода к процедуре аттестации, компьютерное тестирование стало важной, необходимой и обязательной частью процедуры аттестации.

Преимущества экзамена в форме компьютерного тестирования очевидны:

во-первых, обработка результатов теста проводится компьютером, исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменующих;

во-вторых, большое количество заданий теста охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор «лотереи» обычного экзамена, на котором может достаться «несчастливый билет», что позволяет тестируемому проявить свою компетентность и не «провалиться» из-за случайного пробела в знаниях;

в- третьих, все тестируемые находятся в равных условиях.

При этом в методических рекомендациях по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, разработанных коллективом государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (далее — ГБОУ ДПО НИРО) и размещенных на сайте ГБОУ ДПО НИРО дана пошаговая инструкция алгоритма компьютерного тестирования в адаптивной среде тестирования АСТ-тест и характеристика тестовых заданий. В основе проектирования структуры тестов для аттестации педагогических работников Нижегородской области лежит компетентностная модель педагога, а также структура содержания предметной области. Основной целью экзамена в форме компьютерного тестирования является определение профессиональной компетентности аттестующихся педагогических работников Нижегородской области. По содержанию квалификационный тест для педагогического работника включает вопросы по следующим разделам:

— педагогика и философия образования;

— психология;

— нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

— обеспечение безопасности и сохранения здоровья учащихся;

— содержание и методика преподавания предметной области.

Кроме этого, тестовые материалы не являются закрытой информацией, их можно найти на сайте ГБОУ ДПО НИРО, а также получить необходимую консультацию при подготовке к экзамену в форме компьютерного тестирования непосредственно на кафедрах института.

В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209, в случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Следует отметить, что увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя.

Решение о расторжении трудового договора с работником вследствие недостаточной квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ принимает работодатель.

При этом следует учитывать, что пунктом 16 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что результаты аттестации, в том числе увольнение по инициативе работодателя, педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. в судебном порядке.

По вопросу отмены аттестационного экзамена сообщаем, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» устанавливает основные требования, предъявляемые к педагогическому работнику в отношении специальных знаний, которые педагогический работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, в том числе и умений владеть компьютерными технологиями.

При этом новый Порядок аттестации, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 года № 209, определяет единые правила проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы.

Таким образом, с учетом ввода квалификационных характеристик должностей работников образования и единого подхода к процедуре аттестации, компьютерное тестирование стало важной, необходимой и обязательной частью процедуры аттестации.

Сообщаем также, что периодичность аттестации педагогических работников устанавливается федеральными нормативными правовыми актами и субъекты Российской Федерации, в том числе и Нижегородская область, не вправе менять порядок аттестации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

При этом вопрос о введении вариативных форм для прохождения аттестационных процедур будет рассматриваться на заседании Аттестационной комиссии министерства образования Нижегородской области.

В Нижегородской области c 2012 года реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области с использованием ипотечного кредита на 2012 — 2014 годы» (далее — Программа).

Программа утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2012 № 283 в целях повышения качества и условий жизни учителей, работающих в муниципальных или государственных образовательных учреждениях Нижегородской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Основной задачей Программы обеспечение доступным и качественным жильем учителей посредством предоставления им мер социальной поддержки. Для решения данной задачи Правительством Нижегородской области принято решение предоставлять участникам Программы меры социальной поддержки из средств федерального и областного бюджета в форме разовой выплаты на начальном этапе на расходы, связанные с предоставлением молодым учителям ипотечного кредита (займа), в размере 20 процентов от суммы ипотечного кредита (займа), но не более предельной суммы, с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых.

Претендовать на участие в Программе могут молодые учителя, работающие в муниципальных или государственных общеобразовательных учреждениях Нижегородской области на постоянной основе с нагрузкой не менее одной ставки, имеющим стаж педагогической деятельности не менее 1 года, являющимся гражданами Российской Федерации, возраст которых не превышает 35 лет, имеющим постоянное место проживания на территории Нижегородской области, не имеющим взысканий по выполнению профессиональных обязанностей, заключившие соглашение о предоставлении мер социальной поддержки в 2012 — 2014 годах.

Социальная поддержка предоставляется молодому учителю — участнику Программы исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Нижегородской области, ежеквартально утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и следующих размеров общей площади жилого помещения:

— не более 33 кв. метров — для одиноко проживающих молодых учителей;

— не более 42 кв. метров — для семьи численностью 2 человека (супруги или 1 родитель и ребенок);

— по 18 кв. метров на каждого члена семьи — для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 родителя и 2 и более детей).

При этом молодой учитель должен соответствовать требованиям финансовой (кредитной или некредитной) организации для получения ипотечного кредита, выразить согласие на получение ипотечного кредита сроком до 30 лет на приобретение жилья на первичном и вторичном рынках жилья. Приобретаемое молодым учителем в рамках Программы жилое помещение должно отвечать требованиям финансовой (кредитной или некредитной) организации, предоставляющей молодому учителю кредит (заем) и должно располагаться во вновь возводимых (строящихся) или возведенных (построенных) многоквартирных домах, при этом по договору отчуждения жилого помещения продавцами (в том числе продавцами паев жилищных кооперативов), застройщиками, цедентами могут являться физические и юридические лица.

Одним из главных условий участия в Программе является обязанность молодого учителя отработать в общеобразовательном учреждении Нижегородской области, указанном в соглашении о предоставлении мер социальной поддержки, на постоянной основе с нагрузкой не менее одной ставки в должности учителя с возможностью перехода на руководящую должность в данном учреждении не менее пяти лет с момента заключения соглашения.

Функции подбора специалистов для включения в число участников Программы возложены на органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области. Решение о включении в число участников Программы принимает комиссия, утвержденная администрацией муниципального района (городского округа) Нижегородской области, в соответствии с установленными квотами на год.

В целях участия в Программе учителю необходимо обратиться с заявлением в орган, осуществляющий управление в сфере образования муниципального района, городского округа Нижегородской области по месту работы.

Кроме того, также в Нижегородской области реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2012−2024 годы с использованием ипотечного кредитования», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 25.01.2012 № 27, в целях повышения качества и условий жизни работников учреждения сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций на территории Нижегородской области.

Претендовать на участие в названной Программе могут работники государственных или муниципальных бюджетных, казенных, автономных учреждений образования, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, возраст которых не превышает 54 года.

В рамках Программы социальная поддержка оказывается специалистам из средств областного бюджета в форме разовой выплаты на начальном этапе на расходы, связанные с предоставлением работникам бюджетной сферы ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья в размере 10 процентов от стоимости жилого помещения, но не более предельной суммы, с уровнем процентной ставки не более 10 процентов годовых, а также в форме ежемесячных выплат на компенсацию процентов по ипотечному кредиту (займу) в течение 120 месяцев.

Социальная поддержка на указанные цели предоставляется участнику Программы, исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Нижегородской области и следующих размеров площади жилого помещения:

— не более 40 кв. метров — для одиноко поживающих граждан;

— не более 65 кв. метров — на семью из 2 человек;

— не более 90 кв. метров — на семью из 3 и более человек.

При этом работник берет на себя обязательство отработать в учреждениях, названных отраслей, не менее 10 лет.

По вопросам порядка предоставления социальных выплат рекомендуем обращаться в министерство социальной политики Нижегородской области — координатору Программы.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2010 № 603 установлены ежемесячные дополнительные выплаты к заработной плате только молодым специалистам, заключившим соглашение о предоставление мер социально-экономической поддержки в 2006—2010 годах, работающим на руководящих должностях и должностях специалистов в сфере культуры в учреждениях культуры Нижегородской области не менее чем на одну ставку, в том числе:

в учреждениях, расположенных в сельской местности, — в размере, необходимом для доведения заработной платы до уровня 6000 рублей в месяц (с учетом уплаты налога на доходы физических лиц);

в учреждениях, расположенных в городской местности, — в размере, необходимом для доведения уровня заработной платы до 4800 рублей в месяц (с учетом уплаты налога на доходы физических лиц).

Назначение и выплату молодым специалистам ежемесячных дополнительных выплат к заработной плате осуществляет работодатель из средств областного бюджета

При распределении квот для участия в областной целевой программе «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011−2023 годы» (далее — Программа) молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области, учитывается перспектива развития учреждений, потребность в специалистах, наличие средств бюджетов органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Нижегородской области на софинансирование Программы.

Обращаем внимание, что задачей Программы является не просто предоставление мер социальной поддержки всем нуждающимся молодым специалистам, а она призвана на решение кадровых вопросов учреждений социальной сферы.

Для участия в 2012 году молодых специалистов, работающих в учреждениях образования Городецкого муниципального района, в Программе утверждено 4 квоты.

Организация санаторно — курортного лечения работников образования на территории Нижегородской области и выделение денежных средств на приобретение путевок ежегодно осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области.

Организация, порядок и условия предоставления путевок на санаторно-курортное лечение работников образования в 2011 году осуществляется в соответствии с Положением о порядке направления работников бюджетной сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, лесного хозяйства) и организаций-сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области на санаторно-курортное лечение в 2011 году, утвержденным распоряжением Правительства области от 27.12.2010 № 2903-р (далее — Положение).

Путевки на санаторно-курортное лечение работникам предоставляются бесплатно. Продолжительность лечения в санаторно-курортных учреждениях составляет 14 календарных дней.

Как следует из вышеуказанного Положения, путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются работникам, особо нуждающимся в санаторно-курортном лечении, на основании личного заявления работника, медицинской справки (форма 070/у-04) в порядке очередности по дате поступления заявления в комиссию по распределению путевок, созданной в образовательном учреждении с участием профсоюзной организаций.

Таким образом, для получения путевки на санаторно-курортное лечение работнику необходимо обратиться в комиссию образовательного учреждения, в котором он работает.

В связи с ежегодным наличием до 1000 вакантных должностей в образовательных учреждениях региона министерство образования Нижегородской области реализует программы, направленные на привлечение и закрепление на 10 лет в системе образования выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также направляет на целевую контрактную подготовку специалистов дошкольного образования с последующей отработкой в образовательном учреждении не менее 3 лет.

Работающие педагоги имеют право на получение грантов Губернатора Нижегородской области по итогам участия в конкурсах, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», на получение путевок на санаторно-курортное лечение, на моральное поощрение в соответствии с Административным регламентом министерства образования «Реализация системы поощрения кадров в сфере образования, науки и молодежной политики», утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 07.04.2009 № 189. С 2010 года Правительством Нижегородской области учреждена новая награда для педагогических работников региона — «Почетный диплом «За заслуги в развитии системы образования Нижегородской области» с лентой и денежной премией в размере 20 тысяч рублей каждому награждаемому.

Педагогические работники образовательных учреждений Нижегородской области пользуются всеми льготами, определенными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Министерство образования Нижегородской области участвует в реализации 2 областных целевых программ: «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов Нижегородской области» на 2006−2020 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 03.05.2006 № 38-З, участниками которой стали 2500 молодых специалистов отраслей образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области, и «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011−2023 годы», участниками которой станут 1500 молодых специалистов. Для участия в Программе в 2012 году молодых специалистов, работающих в учреждениях образования Нижегородской области, Губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым утверждено 140 квот.

Обращаем Ваше внимание, что претендовать на участие в Программе могут молодые специалисты, возраст которых не превышает 30 лет включительно, выпускники очной формы обучения учреждений высшего и среднего профессионального образования, принятые на работу на постоянной основе не менее чем на ставку на педагогические и руководящие должности в муниципальные и государственные учреждения образования Нижегородской области, в течение года после получения документа об образовании.

Преимущественным правом для включения в число участников Программы пользуются молодые специалисты, закончившие обучение по целевой контрактной подготовке и принятые на работу в тех же муниципальных районах, городских округах городах Арзамас, Бор, которые направили на обучение по целевой контрактной подготовке специалиста.

Решение о включении в число участников Программы принимает комиссия, утвержденная администрацией муниципального района (городского округа) Нижегородской области, в соответствии с установленными квотами на год.

Таким образом, в Программу включаются специалисты не в порядке «очереди», а в порядке их значимости для решения задач по удовлетворению потребности граждан в качественных образовательных услугах. Лица, старше 30 лет не могут претендовать на включение в Программу.

В связи с тем, что учредителями вузов, расположенных на территории г. Н. Новгорода, являются федеральные органы власти, решение о контрольных цифрах приема (количестве бюджетных мест) принимают данные органы. Анализ приема в вузы за последние три года демонстрирует тенденцию к уменьшению их количества (10354 человек на очную форму в 2009 году, 9355 человек — в 2011 году). Данная тенденция соответствует общероссийской и связана, в первую очередь, с демографической ситуацией. Вместе с тем, в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало информацию о том, что в 2012 году число бюджетных мест приема в российских вузах сохранится на уровне 2011 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, выплачивается денежная компенсация по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

Таким образом, размер денежной компенсации, выплачиваемой учителям, устанавливается органом местного самоуправления. В связи с подключением образовательных учреждений к сети Интернет (неограниченный трафик), учителя имеют возможность использовать методы разработки, размещенные на специальных сайтах, например, на сайте НИРО, в разделе «В помощь педагогам».

Меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, определены статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании».

В частности, вышеуказанной статьей для педагогических работников образовательных учреждений предусмотрено:

— право на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста;

— на первоочередное предоставление жилой площади;

— предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

— право на предоставление не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительного отпуска сроком до одного года;

— по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом, педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Дополнительных мер социальной поддержки педагогических работников федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области не предусмотрено.

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан относится к компетенции органов местного самоуправления Вашего муниципального района (городского округа).

Следует отметить, что лишь в некоторых районах Нижегородской области установлены дополнительные льготы работникам дошкольных образовательных учреждений, а в г. Нижнем Новгороде в настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении.

На основании вышеизложенного, по вопросу дополнительных льгот работникам дошкольных образовательных учреждений, рекомендуем Вам обратиться в администрацию Вашего муниципального района (городского округа).

На территории Нижегородской области осуществляется в режиме апробации создание и введение в действие новой модели общеобразовательного учреждения «Учительский дом».

Целью апробации является обеспечение доступности услуг начального общего образования для населения в условиях малочисленности ученического контингента.

Учительский дом — это учреждение, осуществляющее обучение по программам начального общего образования у учителя на дому. Такая система удобна для отдаленных деревень, в которых школы находятся под угрозой закрытия.

Таким образом, решаются сразу несколько задач: сохранение сети начальных общеобразовательных школ; минимизация расстояния между местом проживания ученика и учреждением образования; достойный уровень заработной платы педагога; снижение напряжённости на рынке труда в условиях реструктуризации системы образования.

Организация деятельности учительского дома на данный момент может быть осуществлена как по месту проживания семьи (либо гражданина), имеющей в собственности или на ином законном владении с правом распоряжения, недвижимое и иное движимое имущество, необходимое для создания и деятельности учительского дома (в случае перевода недвижимого имущества в статус нежилого), так и на базе муниципального образовательного учреждения.

В настоящее время рассматривается вопрос о разработке областной целевой программы строительства учительских домов, порядок её реализации на данный момент не установлен.

Главное для педагога — это работа с детьми. Один из путей решения проблемы — скорейшее внедрение компьютерных технологий, электронного документооборота.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина министерство образования и науки РФ предполагает разработать и ввести в эксплуатацию в 2012- 2013 годах единую автоматизированную информационную систему мониторинга в сфере образования, а также установить порядок осуществления запросов федеральными, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на получение оперативной информации в сфере образования.

Эксперимент по введению в школах электронного носителя, заменяющего все учебники стартовал 1 сентября 2011 года. Для тестирования проекта выбраны несколько регионов Российской Федерации. Нижегородская область в эксперименте не участвует.

Целесообразность включения области в данный проект будет рассмотрена после подведения первых итогов эксперимента по окончании 2011−2012 учебного года.

Курс ОРКСЭ планируется ввести в образовательный процесс обучающихся 4-х классов всех общеобразовательных школ Нижегородской области с 1 апреля 2012 года.

Согласно процедуре конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» рейтинг учреждений-победителей конкурса формируется отдельно по городским и сельским учреждениям.

Строительство и реконструкция образовательных учреждений муниципальных районов Нижегородской области ведется в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области».

Вопрос включения в Программу строительства или реконструкции образовательного учреждения в муниципальном районе Нижегородской области возможно рассмотреть при условии наличия проектно-сметной документации, выполненной за счет средств местного бюджета района, положительного заключения Госэкспертизы по рабочему проекту и гарантии администрации муниципального района об обеспечении софинансирования объекта строительства из средств местного бюджета.

Строительство спортивных залов для образовательных учреждений муниципальных районов Нижегородской области ведется в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» (далее — Программа).

Вопрос включения в Программу строительства спортивных залов для образовательных учреждений (далее — Объект) в муниципальных районах Нижегородской области возможно рассмотреть при условии наличия проектно-сметной документации, выполненной за счет средств местного бюджета района, положительного заключения Госэкспертизы по рабочему проекту данного Объекта и гарантии администрации муниципального района об обеспечении софинансирования объекта строительства из средств местного бюджета.

Согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Изменения условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Следовательно, регулирование пенсионного обеспечения относится к полномочиям Российской Федерации.

Согласно ежеквартальному мониторингу уровня и динамики заработной платы государственных и муниципальных учреждений образования среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала всех видов общеобразовательных учреждений Нижегородской области за 9 месяцев 2011 года составила 13628 рублей.

В целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования с 1 сентября 2011 года должностной оклад (минимальный оклад по профессиональной квалификационной группе с учётом коэффициентов за образование и квалификацию) педагогическим работникам по должностям: «учитель», «преподаватель», «педагог» общеобразовательных школ, школ-интернатов всех типов и видов, специальных (коррекционных) школ, санаторно-лесных школ, школ-интернатов открытого типа для детей с девиантным поведением, начальных школ-детских садов увеличился на 30%.

Средняя зарплата учителей составила: в сентябре — 16741 руб., в октябре — 16878,6 руб., в ноябре 2011 года — 17373 рубля.