Наставничество в системе образования. Формат «педагог- педагог»
Ведущим условием инновационного развития и конкурентоспособности российского образования является формирование и развитие кадрового потенциала, включающее повышение статуса профессии «педагог», сохранение и удержание в профессии молодых специалистов, непрерывное повышение педагогического мастерства педагогических кадров.
Образовательные организации зачастую не могут предусмотреть все происходящие изменения и постоянное обновление технической и технологической составляющей современного мира, непрерывно обновлять содержание в соответствии с современной научно-технологической повесткой. Необходима система формирования педагогического мастерства, поддержки процесса становления специалиста не только грамотного, но и морально преданного педагогической профессии, готового развивать и приумножать имеющийся профессиональный опыт.
Такой системой является наставничество.
История вопроса
23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества.
В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента Российской Федерации.
Наставничество – одна из центральных тем нацпроекта «Образование»
Наставник – человек, обладающий определённым опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для развития в профессии.
Наставничество:
Процесс передачи опыта и знаний, форма отношений между наставником и наставляемым;
Форма индивидуальной работы с новыми работниками по профессиональному развитию и адаптации в коллективе;
Инструмент формирования и развития кадрового потенциала организации.
Специфика деятельности наставника
Педагогическая поддержка - помощь человеку в преодолении барьеров, которые он самостоятельно не способен преодолеть
• Внешние барьеры - дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов;
• Внутренние барьеры - "образовательный дефицит"
Формы наставничества
Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником наставляемого, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы наставляемых, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.
Взаимная — организация взаимной поддержки педагогов, обладающих разными типами образовательных дефицитов.
Онлайн — поддержка наставляемых, находящихся в удаленном доступе, с использованием дистанционных технологий.
Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста
Прогностический – определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
Практический – разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста
Аналитический - определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению функциональных обязанностей
Нормативные основы реализации наставничества в формате «педагог-педагог»
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях.