Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация предоставления общедоступного и качественного образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области
В Нижегородской области создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.
Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Нижегородской области создаются межведомственные службы ранней помощи.
По данным мониторинга в 2020 году в Российской Федерации в системе образования функционируют 124 подобных службы, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило более 3000. Количество обращений с каждым годом увеличивается (2017 – 2252 обращения (очно – 1969, заочно – 283), 2018 – 2559 (очно – 2261, заочно – 298), 2019 – 2827 (очно – 2517, заочно – 310); 2020 – 3958 (очно – 3242, заочно – 716). При этом общее число служб в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизилось на 8,8% (2018 – 132 службы, 2019 – 136 служб).
Это свидетельствует о востребованности данных служб в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Нижегородской области.
По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 г. из 142154 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Нижегородской области, 4900 детей (3,4%) являются детьми с ОВЗ (из них 411 детей-инвалидов) и 652детьми-инвалидами.
В 2020 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, уменьшилась на 0,3% (в 2019 году – 6105 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов увеличилась на 0,1% (в 2019 году – 601ребенок-инвалид).
В 2020 году количество групп комбинированной направленности составляло 138, а компенсирующей направленности – 375, их количество с 2019 года уменьшилось на 2,5% (в 2019 году – 103 группы комбинированной и 658 групп компенсирующей направленности).
Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ОВЗ, на 1 сентября 2020 г. составляет 14 детей (на 1 января 2020 г. – 148 детей). При этом в целом по Нижегородской области в группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях имеются 1960 свободных мест.
Ежегодно уменьшается численность необучающихся в общеобразовательных организациях. На начало 2020/21 учебного года таких детей в возрасте 7-18 лет – 62, что на 16,2% меньше, чем в начале 2019/20 учебного года. Из общей численности необучающихся 16 (25,8%) являются детьми с ОВЗ, а 48 (77,4%) имеют статус «ребенка-инвалида». Больше всего необучающихся по состоянию здоровья в возрасте 8-9, 14 и 16 лет.
На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 5360 обучающихся с ОВЗ, еще 7476 обучающихся получали образование по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что выше аналогичных показателей 2019/20 учебного года (на 1,7% и 1% соответственно).
Численность обучающихся с ОВЗ | 2020/2021 | 2019/2020 |
- по адаптированным программам | 5360 | 5271 |
- по программам обучающихся с умственной отсталостью | 7476 | 7400 |
Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 2908 обучающихся с ОВЗ (из них 900 имеют также статус ребенка-инвалида) и 2645детей-инвалидов, что на 2,6% обучающихся с ОВЗ и 6,2% детей-инвалидов соответственно меньше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.
Численность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в ОО инклюзивно | 2020/21 | 2019/2020 |
Обучающиеся с ОВЗ | 2908 | 2835 |
Дети-инвалиды | 2645 | 2491 |
Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 374 (в них 3663 обучающихся с ОВЗ (из них 786 обучающихся детей-инвалидов) и 0 детей-инвалидов (дети-инвалиды с соматическими заболеваниями в специально-коррекционных классах не обучаются). По сравнению с 2019/20 учебным годом количество классов уменьшилось на 0,5%, а численность обучающихся с ОВЗ в них уменьшилась на 2,3%.
Численность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в специальных коррекционных классах |
2020/21 |
2019/2020 |
Число специальных коррекционных классов, в них | 374 | 376 |
обучающиеся с ОВЗ, в том числе | 3663 | 3751 |
дети-инвалиды с ОВЗ | 786 | 766 |
Кроме того дети-инвалиды | 0 | 0 |
Кроме того, в 2020/21 учебном году в системе общего образования функционирует 1087 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 6667 обучающихся с ОВЗ (из них 2728 имеют также статус ребенка-инвалида) и 0 детей-инвалидов (дети-инвалиды с соматическими заболеваниями в классах для обучающихся с умственной отсталостью не обучаются). Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 1,78%, а численность обучающихся в них увеличилась 0,8%.
Численность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 2020/2021 | 2019/2020 |
Классы для обучающихся с умственной отсталостью, в них | 1087 | 1068 |
- обучающиеся с ОВЗ, в том числе | 6667 | 6615 |
- дети-инвалиды с ОВЗ | 2728 | 2687 |
Кроме того дети-инвалиды | 0 | 0 |
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
По итогам 2019/20 учебного года ГИА-11 по русскому языку сдавали 138 обучающихся с ОВЗ, что на 15,34 % меньше, чем в 2018/19 учебном году (из них 138 – в форме единого государственного экзамена), по математике – 82 обучающихся с ОВЗ, что на 50,6 % меньше по сравнению с 2018/19 учебным годом (из них 82 – в форме единого государственного экзамена).
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил 22, 226617 млн. рублей.
Количество образовательных организаций – участников Программы «Доступная среда» -составило в 2020 году 14, из них 12 дошкольных и 0 общеобразовательных организаций, а также 2 организации дополнительного образования детей.
По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:
- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 100% (плановое значение – 100 %);
- доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 51,45% (плановое значение - 50 %);
- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составит 100% (плановое значение – 100 %);
По итогам 2020 года в Нижегородской области количество общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей – инвалидов составит 232(28,64 % от их общего количества при плановом значении –22,9%), дошкольных образовательных организаций – 220(18,9 % от их общего количества при плановом значении 18,5%).
На начало 2020/21 учебного года по программам общего образования на дому обучались 1710 обучающихся с ОВЗ (из них 1267 также имеют статус ребенка-инвалида) и 396 детей-инвалидов, что на 0,8% обучающихся с ОВЗ больше и на 2% детей-инвалидов меньше, чем в 2019/20 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.
Численность обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому |
2020/21 |
2019/2020 |
Дети с ОВЗ, в том числе | 1710 | 1697 |
- дети-инвалиды с ОВЗ | 1267 | 1271 |
Кроме того дети-инвалиды | 396 | 404 |
В период распространения новой коронавирусной инфекции в Нижегородской области образовательный процесс выстраивался с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе на основе использования АИС «Подсистема управления образовательными организациями Нижегородской области», АИС «Дневник.ру», LMS-системы Moodle, ресурсов электронных образовательных платформ (Российская электронная школа, Учи.ру, Якласс, Урок цифры и др.). Для связи с родителями использовались возможности телефонной связи, мессенджеры (Viber, WhatsApp), группы в социальных сетях (, электронную почту, а также возможности платформы ZOOM, Skype и иные ресурсы, в том числе индивидуальное консультирование на базе школы.
Полученный опыт использования дистанционных образовательных технологий позволит изменить подходы и к организации традиционного формата обучения. Этот опыт будет востребован не только при организации обучения во время сезонных карантинных мероприятий, при обучении лиц, у которых возникает временная невозможность посещения учебных занятий, но и в традиционном очном обучении (в том числе использование ресурсов электронных образовательных платформ, онлайн-сервисов по проверке знаний, электронных библиотечных систем).
Для обеспечения получения образования детьми-инвалидами, обучающимся на дому с 2010 года в Нижегородской области функционирует «Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» (далее – Центр).
На начало 2020/21 учебного года в центре обучалось 184 ребенка-инвалида из 52 муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области.
В период распространения коронавирусной инфекции Центр стал базовой площадкой по вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Специалистами Центра осуществлялись консультационные мероприятия по методическому и техническому сопровождению реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, оказывалась психолого-педагогическая помощь всем участникам образовательных отношений.
На уровнях общего образования в 2020/21 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 325 педагогических работника и специалиста: 26 учителей-дефектологов (из них 19 – в дошкольных образовательных организациях), 47 учителей-логопедов (из них 22 –в дошкольных образовательных организациях), 25 педагога-психолога (из них 11 – в дошкольных образовательных организациях), 6 социальных педагогов, 1 тьютор, 220 другие педагоги и специалисты.
В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов
и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для более 105 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий. В процессе обучения обсуждались вопросы технологий образования и коррекционной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; разработки адаптированных образовательных программ и программ психолого-педагогической реабилитации и сопровождения; организация индивидуального обучения на дому, разработка СИПР; особенности педагогической работы с детьми с РАС, ТМНР; раннего выявления и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; особенности работы тьютора, ассистента; сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).
Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ Нижегородской области, сократилась до367 (на14,5%) (с 429 детей-инвалидов в 2019 году). 100% детей-инвалидов и 100% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.
На отдых и оздоровление в 2020 году направлено 68 детей-инвалидов и 156 обучающихся с ОВЗ. Профильные смены для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов не проводились.
В Нижегородской области продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью.
В 2020 году по программам дополнительного образования в 386 образовательных учреждениях Нижегородской области обучались 10 388 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (на 11% больше, чем 2019 году), что составляет 46% охвата детей с ОВЗ и инвалидностью услугами дополнительного образования.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по созданию новых мест дополнительного образования детей в 2020 году в Нижегородской области было создано и оборудовано 2880 новых мест дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью на базе коррекционных школ.
Программы для детей с ОВЗ и инвалидностью размещены в информационной системе «Навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области» р52.навигатор.дети.
На данном информационном ресурсе формируется банк дополнительных общеобразовательных программ (модулей) для детей с ОВЗ и инвалидностью. В настоящий момент на портале опубликованы 1907 программ (модулей), которые доступны к освоению детям с ОВЗ и инвалидностью.
Из них опубликовано 150 программ естественнонаучной направленности, 462 программы социально-гуманитарной направленности, 211 программ технической направленности, 58 программ туристско-краеведческой направленности, 292 программы физкультурно-спортивной направленности и 734 программы художественной направленности.
В обучении детей с ОВЗ и инвалидностью задействованы 1326 педагогов из них 419 прошли в 2020 году курсы повышения квалификации для специалистов системы дополнительного образования в целях организации обучения детей с по дополнительным общеобразовательным программам (модулям), в том числе с использованием дистанционных технологий.
Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 117 человек до 122 человек (на 4,3% больше чем в 2019 году). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 443 человека, численность обучающихся с ОВЗ – 573 человека.
Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО).
В Нижегородской области функции БПОО возложены на ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» и ГБПОУ «Арзамасский коммерческо –технический техникум».
Основными направлениями деятельности базовых профессиональных образовательных организаций являются:
- разработка адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;
- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, с учетом особенностей ограничений по состоянию здоровья;
- формирование индивидуальной образовательной траектории студента с инвалидностью и ОВЗ, их социокультурная реабилитация;
- повышение квалификации преподавателей, в т.ч. других профессиональных организаций;
- использование специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов, предоставление их для коллективного пользования;
- профориентационная деятельность, консультационная поддержка инвалидов и лиц с ОВЗ, и их родителей по вопросам получения профессионального образования;
- сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;
- региональные мониторинги по инклюзивному образованию.
Нижегородская область принимает в 2020 году участие в мероприятиях национального проекта «Образование», посвященных образованию обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.
По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 18 отдельных образовательных организациях (16 организаций в 2019 году, 2 организаций в 2020 году), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей (в 2019 году – 65 275 300 рублей, из которых 2 611 000 рублей – средства регионального бюджета).
За счет этих средств была обновлена материально-техническая база для реализации предметной области «Технология». Кроме того, были оборудованы: кабинеты психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, учебные кабинеты (физики, химии, географии, биологии, информатики) и помещения для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 7128 детей с инвалидностью и ОВЗ (54% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ) охвачены программами дополнительного образования. Из них 3505 (49%) обучаются с использованием дистанционных технологий. Программы дополнительного образования реализуются для детей всех нозологических групп. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей. По программе «Доступная среда» в части архитектурной доступности (пандусы, световое табло, тактильные плиты и пр.) оснащены 26% образовательных организаций региона, в части оборудования кабинетов и помещений – 19% образовательных организаций. Разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования. Наибольшее количество программ рассчитано на обучающихся с задержкой психического развития (213 дополнительных образовательных программ), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (44), с расстройствами аутистического спектра (18). Обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования. В реализацию дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью вовлечены 5126 педагогов. Из них 20% (1027 педагогов) имеют повышение квалификации по вопросам работы с детьми с ОВЗ за последние 3 года.
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
В 2020 году в Нижегородской области был проведен V региональный конкурс профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в нём приняли участие 233 участника по 25 компетенциям в возрасте от 14 до 65 лет.
По итогам мониторинга участников конкурса «Абилимпикс» занятыми являются 93,56% участников регионального конкурса «Абилимпикс» 2020 года (из них трудоустроены – 12 человек (5,15%), продолжают обучаться – 206 человек (88,41%).
В марте – июне 2020 года были проведены региональные этапы III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2020», VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», IV Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». МАДОУ «Детский сад № 390» г. Нижнего Новгорода, победитель регионального этапа VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», занял 1 место на федеральном этапе конкурса в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». Пелёвина Татьяна Сергеевна и Быстрова Юлия Николаевна (МКОУ «Чкаловская школа-интернат», г.о.г. Чкаловск), победители регионального этапа IV Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», заняли 2 место на федеральном этапе конкурса в номинации «Лучший конспект тематического занятия».
11 сентября 2019 г. распоряжением Правительства Нижегородской области № 928 утверждена Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области. Одно из приоритетных направлений реализации Концепции является реализация вариативных форм получения общего образования, в том числе, инклюзивного, с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с расстройством аутистического спектра (далее – РАС).
В рамках реализации Концепции были запланированы и реализованы следующие изменения в системе образования для детей с РАС:
- открыт Региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС на базе ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», который на сегодняшний день на постоянной основе посещают 60 детей;
- открыты 5 ресурсных и 6 автономных классов для 54 детей с РАС на базе общеобразовательных организаций. До 2020 года в Нижегородской области функционировали 1 ресурсный и 1 автономный класс для 13 детей с РАС. Таким образом, доступность инклюзивного образования для детей с РАС повысилась;
- увеличено количество групп компенсирующей направленности в дошкольных организациях для детей с ОВЗ, в том числе с РАС с 500 до 512. В 2020 году 79 детей с РАС в Нижегородской области были определены в 12 новых групп компенсирующей направленности.
В 2020 году в Нижегородской области изменения в региональные нормативные правовые акты в части соблюдения права обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на образование не вносились.
Вышеизложенное позволяет вывод, что в регионе ведется планомерная работа по созданию условий для получения обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью образования на всех уровнях образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное образование).
Направлениями для дальнейшего совершенствования является:
- дальнейшая работа по привлечению к работе в территориальных ПМПК квалифицированных кадров;
- повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных организаций по работе с обучающимися в контексте максимального учета особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью;
- поиск новых результативных форм взаимодействия с родителями, обусловленных расширением их образовательных запросов.