Дмитрий Чернышенко: В разработку Стратегии развития образования включились представители всех 89 субъектов Российской Федерации

5

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко провел совещание, посвященное разработке Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.

Дмитрий Чернышенко: В разработку Стратегии развития образования включились представители всех 89 субъектов Российской Федерации

В нем также приняли участие Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Росмолодежи Григорий Гуров.

Вице-премьер напомнил, что Президент Владимир Путин поручил Правительству совместно с Администрацией Президента и Российской академией наук представить проект Стратегии развития образования до 1 марта 2025 года. Сейчас идет активная работа над этим основополагающим документом.

«На данный момент в разработке Стратегии участвуют представители всех 89 субъектов Российской Федерации. Всего более 650 экспертов из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и органов власти, а также ученые, общественные деятели и родители. Это беспрецедентная масштабная работа в новейшей истории России. Образование является основой для сплочения российского общества. Наша цель – создать современную и гибкую образовательную систему, которая будет соответствовать потребностям страны для достижения суверенитета и лидерства. Особое внимание при разработке уделяется обратной связи от граждан», – сообщил Дмитрий Чернышенко.

Также заместитель Председателя Правительства подчеркнул важность совместной работы над Стратегией и Министерства науки и высшего образования, и Министерства просвещения, и Росмолодежи.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что первичный текст Стратегии развития образования планируется представить в начале января.

«В рамках работы над Стратегией начинаем формулировать образ будущей системы образования к 2040 году. Этот процесс включает определение долгосрочных целей и ключевых ориентиров развития, которые позволят системе образования эффективно отвечать на вызовы времени и запросы общества. В результате обсуждений уже были сделаны выводы о необходимости усиления междисциплинарного подхода, развития кадрового потенциала системы и создания условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых в будущем. Также прорабатываются вопросы бесшовности образования и воспитательной работы, снижения бюрократической отчетности учителей, совершенствования программ и учебников, повышения мотивации учеников и учителей», – сказал Сергей Кравцов.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что вопросы подготовки Стратегии развития образования будут широко обсуждаться на заседании Российского союза ректоров 24–25 января 2025 года.

Минобрнауки России созданы рабочие группы, куда вошли представители высшей школы, научного сообщества, ведущих российских компаний и общественных организаций. Несмотря на определенную профильность каждой из групп, их работа строится в активном взаимодействии, подчеркнул Валерий Фальков.

«Один из ключевых вызовов для всей системы образования связан с качеством и количеством подготовки соответствующих квалифицированных кадров. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы зазор между системой высшего образования и рынком труда был минимальным. Это предполагает достаточно серьезные корректировки по портфелю образовательных программ вузов, по работе всей инфраструктуры, связанной с государственными образовательными стандартами и необходимостью внесения оперативных изменений. Все эти вопросы мы планируем должным образом учесть в Стратегии», – сказал он.

Министр добавил, что Стратегия будет учитывать наработки пилотного проекта по обновлению системы высшего образования.
Руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Григорий Гуров подчеркнул, что необходимо объедининить усилия всех ведомств, собрать вместе все меры поддержки и возможности для самореализации и воспитания молодого поколения.

«По поручению Президента России Владимира Путина мы проводим масштабную работу по разработке Стратегии развития образования до 2040 года. Совместно с Минобрнауки и Минпросвещения России готовимся к запуску нацпроекта «Молодежь и дети». Кроме того, в Федеральный закон о молодежной политике внесены поправки, которые закрепляют определения патриотического воспитания молодежи и духовно-нравственного воспитания молодежи. Эти изменения, безусловно, усилят всю сферу патриотического воспитания и обеспечат его реализацию по единым стандартам во всех регионах страны», – отметил он.

В будущем в ходе проведения семинара-совещания в вопросы разработки Стратегии также будут подключены руководители региональных органов исполнительной власти, курирующие вопросы молодежной политики.

Лидеры рабочих групп доложили о первых итогах работы и обозначили темы для дальнейшего обсуждения.

Руководитель рабочей группы «Мнение будущего», студент РАНХиГС при Президенте РФ, председатель Совета по поддержке молодежных инициатив при Росдетцентре Никанор Толстых рассказал, что группа выстраивает взаимодействие с активными школьниками, а также вовлекает в свою деятельность всех детей, вне зависимости от их участия в проектах молодежной политики. Он представил систему вызовов, стоящих перед группой, в том числе касающихся цифрового образования, учебной инфраструктуры, воспитательной работы и ученического самоуправления.

Руководитель рабочей группы «Высшее образование», ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский отметил, что члены группы изучили наиболее востребованные направления в вузах среди студентов, уделили внимание научному компоненту в системе высшего образования, а также определили роль университета в обеспечении технологического суверенитета и реализации воспитательной работы.

Руководитель рабочей группы «Дополнительное профессиональное образование», ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ленар Сафин подчеркнул, что эксперты проанализировали сильные и слабые стороны системы дополнительного образования по результатам опросов населения. Он отметил, что группа выявила риски и вызовы, среди которых – запрос населения на подготовку по цифровым компетенциям, а также на освоение междисциплинарных программ.

Татьяна Васильева, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и Александр Молотков, и. о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования, доложили о работе группы, задача которой – подготовка текста Стратегии, они представили план разделов документа. В их число вошли анализ состояния и тенденций отрасли образования, цели и направления отрасли, выбор путей и методов достижения целей и система мониторинга.

Эксперты и представители образовательного сообщества собрали данные оценки качества и состояния системы российского образования и приступили к обсуждению образа будущего: какими в 2040 году должны быть школы, вузы, система дошкольного образования и какие изменения требуются, чтобы прийти к этому результату.