Исследование факторов успешности школьников стартовало в Нижегородской области

20

Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ) приступил к исследованию факторов успешности школьников в рамках стратегического проекта «Адаптационный потенциал психического здоровья как фактор индивидуального успеха», поддержанного грантом программы «Приоритет 2030». В исследовании также принимает участие Высшая школа экономики, поддержку оказывает министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. В исследовании примут участие 5 000 школьников региона, их родители и администрации школ.

«Окружающая среда предъявляет повышенные требования к нашим детям. Нагрузки, связанные с большим объемом самой разной информацией, социально-экономические обстоятельства становятся причиной стресса. Систематический стресс нередко перерастает в психологические проблемы, которые вызывают девиантное поведение в подростковом возрасте. Большое спасибо ученым, специалистам Приволжского исследовательского медицинского университета, Высшей школы экономики, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Нижегородского института развития образования. Исследование, которое они проводят, станет основой для принятия очень важных и нужных решений», – рассказала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова.

Исследование стартовало 15 сентября. Учителям школ-участников проекта на установочной встрече даны инструкции и рекомендации по проведению исследования. Цели и задачи исследования учителям обозначила директор Института клинической психологии ПИМУ, кандидат медицинских наук Елена Божкова.

«Начальная школа, особенно первый класс, это сложный период адаптации ребенка к новому окружению, к своей новой роли. Если этот период проходит неудачно, последствия психического и психологического характера в будущем могут быть плачевными. Именно в этом возрасте формируются предикторы будущей успешности человека. Не всегда родители, учителя могут вовремя разглядеть проблему - причиной обыкновенной неуспеваемости могут быть незаметные окружающим глубокие переживания ребенка. Нам предстоит научиться устанавливать связь между так называемой «неуспешностью» школьника с его психологическим состоянием».

Цель проекта «Исследования школьной успешности с применением инструментов измерения когнитивных характеристик и предметных умений учащихся начальных классов» - установить взаимосвязь индивидуальных когнитивных характеристик детей с их предметными результатами по чтению и математике и выделить типичные профили учащихся с различными трудностями в обучении», – отметила Елена Божкова.

В исследовании примут участие школы Арзамасского района и г.о.г. Арзамас, г.о.г. Выкса, Нижнего Новгорода, г.о.г. Чкаловск, Городецкого района – всего 39 школ. Оно пройдет в три этапа: на первом обследование пройдут школьники 1-4 классов, их родители, а также завучи и директора школ. Результаты 1 этапа будут представлены в ноябре. На 2 этапе проекта весной 2023 года ту же процедуру повторят с теми же группами респондентов, сопоставят текущие данные с результатами прошлого года. На этом этапе исследователям предстоит установить взаимосвязь индивидуальных когнитивных характеристик детей с их результатами в учебе, выявить типичные профили учащихся с различными трудностями в обучении; проверить устойчивость этих профилей в предметных областях математики и чтения. На третьем этапе специалисты ПИМУ представят рекомендации созданию условий для развития потенциала детей  к так называемой «успешности» для школ, органов власти на федеральном и региональном уровнях.

«Важно, что тестирование детей проходит в игровой форме, т.е. у ребенка не формируется страх перед оценочными мероприятиями. О том, что выбранный ответ неверен, ребенок просто не знает. Серьезное исследование для школьника выглядит скорее как занимательная игра. В 2018 году, когда мы только начинали проект по изучению психологических факторов успеха школьников, мы понимали, что он не потеряет актуальности еще много лет. Что сейчас и подтверждается: из-за постоянно возрастающей информационной нагрузки, ускорению темпа жизни, все большим людям нужна психологическая поддержка. Мы хотим использовать ее не как ответ на запрос, а как профилактику возможных проблем», – отметил ректор ПИМУ, доктор медицинских наук Николай Карякин.