Нижегородские школьники в лаборатории изучили маркеры рака мозга

16

Обучающиеся школ №33 и №186 Нижнего Новгорода стали участниками проекта «Сириус.Лето: начни свой проект» и изучают маркеры рака головного мозга. Данное исследование проводят в лаборатории ПИМУ, в дальнейшем оно поможет здравоохранению в диагностике злокачественных опухолей.

Занятия у группы проходят под руководством педагогов из числа сотрудников Приволжского медуниверситета и наставников, студентов университета. В рамках проекта участники исследуют реальные образцы разных видов рака головного мозга, проводят их инфракрасную спектроскопию, обсчитывают данные математическим путем. Для цифрового анализа используется авторская программа, разработанная на кафедре медицинского университета. На выходе получается график инфракрасного спектра образца сыворотки крови, после анализа которого можно проводить более точную диагностику патологий мозга.

Метод предложил ученик 9 класса из школы №33 г. Нижнего Новгорода Егор Рябов. К команде присоединились и ученики 186 школы, которые также работают на спектрофотометре и снимают показатели различных образцов для проведения анализа.

«Егор изучил качественные биохимические реакции белка, снял инфракрасный спектр, и теперь, после математической обработки данных, мы можем объяснить, что меняется в обмене веществ при разных видах рака. Такими простыми, недорогими, рутинными методами даже школьник может получить наглядную картинку, которая поможет отличить, например, третью стадию рака от четвертой», – рассказала эксперт проекта, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей химии ПИМУ Ольга Красникова.

В нижегородском центре развития талантов «Вега» отметили, что Егор подал данную тему на всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы».

«Я работаю над математическим подсчетом, систематизацией данных спектрофотометрии. Это способ исследования вещества при помощи пропуска через него инфракрасного излучения. Когда волна проходит через эти частицы вещества, они изменяют свои свойства в числовых значениях. Получаем график. Надеюсь, что наша команда пройдет дальше, хочется разработать технологию, которая будет доступна для людей. По различиям в графиках можно будет определять стадию рака мозга. Это важно для диагностики и лечения», – считает Егор Рябов.

Наставниками ребят выступают и студенты-медики. Они участвуют в разработке плана работы команды, сопровождают работу школьников по части исследования проблемы и поиска решений.

«В проекте уже есть первые результаты, которые радуют. В процессе работы можно выявить потенциал каждого участника и к концу работы всегда проявляются сильные стороны, которые не были видны с первого взгляда. Уже сейчас вижу, что есть очень заинтересованные, способные школьники. У нас подрастает новое перспективное поколение, это воодушевляет», – считает студентка 2 курса педиатрического факультета ПИМУ, наставник проекта Екатерина Ливеева.

Проект по изучению маркеров рака головного мозга - лишь один из многих, которые реализуется в регионе в рамках программы «Сириус.Лето: начни свой проект». Исследования помогают подросткам искать и реализовывать научно-технологические проекты. Региональным оператором реализации программы в Нижегородской области выступает центр развития талантов у детей и молодежи «Вега».

Программа «Сириус.Лето: начни свой проект» была инициирована руководителем Фонда «Талант и успех» и Образовательного центра «Сириус» Еленой Шмелевой и поддержана Президентом России Владимиром Путиным. Программа направлена на то, чтобы школьники смогли найти задачу для проектной работы, связанную с актуальными, современными проблемами науки, технологии, бизнеса, а также наставника, который поможет разобраться в задаче и будет сопровождать школьника в течение всего проекта.