Вопросы и ответы

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона об образовании образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также выборе учебно-методического обеспечения.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом образовательные организации используют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как вспомогательное средство для реализации образовательных программ в полном объеме, например, в период карантина или капитального ремонта.

Централизовано на региональном уровне решение об организации обучения в дистанционном формате или о запрете на использование дистанционных образовательных технологий принято быть не может.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2010 № 603 установлены ежемесячные дополнительные выплаты к заработной плате только молодым специалистам, заключившим соглашение о предоставление мер социально-экономической поддержки в 2006—2010 годах, работающим на руководящих должностях и должностях специалистов в сфере культуры в учреждениях культуры Нижегородской области не менее чем на одну ставку, в том числе:

в учреждениях, расположенных в сельской местности, — в размере, необходимом для доведения заработной платы до уровня 6000 рублей в месяц (с учетом уплаты налога на доходы физических лиц);

в учреждениях, расположенных в городской местности, — в размере, необходимом для доведения уровня заработной платы до 4800 рублей в месяц (с учетом уплаты налога на доходы физических лиц).

Назначение и выплату молодым специалистам ежемесячных дополнительных выплат к заработной плате осуществляет работодатель из средств областного бюджета

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Закона об образовании освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Домашнее задание выполняется обучающимися в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений. Педагоги определяют объем домашних заданий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и нормам СанПин 1.2.3685-21» с учетом возрастных особенностей и пройденного материала на уроках. Задания в контрольных и самостоятельных работах также не даются без проработки темы на уроках.

Олимпиады проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 27.11.2020 г. № 678 «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» на территории Российской Федерации проводится всероссийская олимпиада школьников по 24 общеобразовательным предметам.

Также, в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 30 августа 2022 г. № 828 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год», на территории Российской Федерации проводятся олимпиады с целью раскрытия талантов, расширения кругозора и развития способностей (в том числе нестандартное мышление).

Задания соответствующих этапов олимпиад разрабатываются на основе содержания федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля) организаторами этих этапов.

При распределении квот для участия в областной целевой программе «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011−2023 годы» (далее — Программа) молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области, учитывается перспектива развития учреждений, потребность в специалистах, наличие средств бюджетов органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Нижегородской области на софинансирование Программы.

Обращаем внимание, что задачей Программы является не просто предоставление мер социальной поддержки всем нуждающимся молодым специалистам, а она призвана на решение кадровых вопросов учреждений социальной сферы.

Для участия в 2012 году молодых специалистов, работающих в учреждениях образования Городецкого муниципального района, в Программе утверждено 4 квоты.

Организация санаторно — курортного лечения работников образования на территории Нижегородской области и выделение денежных средств на приобретение путевок ежегодно осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области.

Организация, порядок и условия предоставления путевок на санаторно-курортное лечение работников образования в 2011 году осуществляется в соответствии с Положением о порядке направления работников бюджетной сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, лесного хозяйства) и организаций-сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области на санаторно-курортное лечение в 2011 году, утвержденным распоряжением Правительства области от 27.12.2010 № 2903-р (далее — Положение).

Путевки на санаторно-курортное лечение работникам предоставляются бесплатно. Продолжительность лечения в санаторно-курортных учреждениях составляет 14 календарных дней.

Как следует из вышеуказанного Положения, путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются работникам, особо нуждающимся в санаторно-курортном лечении, на основании личного заявления работника, медицинской справки (форма 070/у-04) в порядке очередности по дате поступления заявления в комиссию по распределению путевок, созданной в образовательном учреждении с участием профсоюзной организаций.

Таким образом, для получения путевки на санаторно-курортное лечение работнику необходимо обратиться в комиссию образовательного учреждения, в котором он работает.

В связи с ежегодным наличием до 1000 вакантных должностей в образовательных учреждениях региона министерство образования Нижегородской области реализует программы, направленные на привлечение и закрепление на 10 лет в системе образования выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также направляет на целевую контрактную подготовку специалистов дошкольного образования с последующей отработкой в образовательном учреждении не менее 3 лет.

Работающие педагоги имеют право на получение грантов Губернатора Нижегородской области по итогам участия в конкурсах, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», на получение путевок на санаторно-курортное лечение, на моральное поощрение в соответствии с Административным регламентом министерства образования «Реализация системы поощрения кадров в сфере образования, науки и молодежной политики», утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 07.04.2009 № 189. С 2010 года Правительством Нижегородской области учреждена новая награда для педагогических работников региона — «Почетный диплом «За заслуги в развитии системы образования Нижегородской области» с лентой и денежной премией в размере 20 тысяч рублей каждому награждаемому.

Педагогические работники образовательных учреждений Нижегородской области пользуются всеми льготами, определенными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Министерство образования Нижегородской области участвует в реализации 2 областных целевых программ: «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов Нижегородской области» на 2006−2020 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 03.05.2006 № 38-З, участниками которой стали 2500 молодых специалистов отраслей образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области, и «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011−2023 годы», участниками которой станут 1500 молодых специалистов. Для участия в Программе в 2012 году молодых специалистов, работающих в учреждениях образования Нижегородской области, Губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым утверждено 140 квот.

Обращаем Ваше внимание, что претендовать на участие в Программе могут молодые специалисты, возраст которых не превышает 30 лет включительно, выпускники очной формы обучения учреждений высшего и среднего профессионального образования, принятые на работу на постоянной основе не менее чем на ставку на педагогические и руководящие должности в муниципальные и государственные учреждения образования Нижегородской области, в течение года после получения документа об образовании.

Преимущественным правом для включения в число участников Программы пользуются молодые специалисты, закончившие обучение по целевой контрактной подготовке и принятые на работу в тех же муниципальных районах, городских округах городах Арзамас, Бор, которые направили на обучение по целевой контрактной подготовке специалиста.

Решение о включении в число участников Программы принимает комиссия, утвержденная администрацией муниципального района (городского округа) Нижегородской области, в соответствии с установленными квотами на год.

Таким образом, в Программу включаются специалисты не в порядке «очереди», а в порядке их значимости для решения задач по удовлетворению потребности граждан в качественных образовательных услугах. Лица, старше 30 лет не могут претендовать на включение в Программу.

В связи с тем, что учредителями вузов, расположенных на территории г. Н. Новгорода, являются федеральные органы власти, решение о контрольных цифрах приема (количестве бюджетных мест) принимают данные органы. Анализ приема в вузы за последние три года демонстрирует тенденцию к уменьшению их количества (10354 человек на очную форму в 2009 году, 9355 человек — в 2011 году). Данная тенденция соответствует общероссийской и связана, в первую очередь, с демографической ситуацией. Вместе с тем, в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало информацию о том, что в 2012 году число бюджетных мест приема в российских вузах сохранится на уровне 2011 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей — в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, выплачивается денежная компенсация по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

Таким образом, размер денежной компенсации, выплачиваемой учителям, устанавливается органом местного самоуправления. В связи с подключением образовательных учреждений к сети Интернет (неограниченный трафик), учителя имеют возможность использовать методы разработки, размещенные на специальных сайтах, например, на сайте НИРО, в разделе «В помощь педагогам».

Меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, определены статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании».

В частности, вышеуказанной статьей для педагогических работников образовательных учреждений предусмотрено:

— право на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста;

— на первоочередное предоставление жилой площади;

— предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

— право на предоставление не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительного отпуска сроком до одного года;

— по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом, педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Дополнительных мер социальной поддержки педагогических работников федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области не предусмотрено.

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан относится к компетенции органов местного самоуправления Вашего муниципального района (городского округа).

Следует отметить, что лишь в некоторых районах Нижегородской области установлены дополнительные льготы работникам дошкольных образовательных учреждений, а в г. Нижнем Новгороде в настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении.

На основании вышеизложенного, по вопросу дополнительных льгот работникам дошкольных образовательных учреждений, рекомендуем Вам обратиться в администрацию Вашего муниципального района (городского округа).

На территории Нижегородской области осуществляется в режиме апробации создание и введение в действие новой модели общеобразовательного учреждения «Учительский дом».

Целью апробации является обеспечение доступности услуг начального общего образования для населения в условиях малочисленности ученического контингента.

Учительский дом — это учреждение, осуществляющее обучение по программам начального общего образования у учителя на дому. Такая система удобна для отдаленных деревень, в которых школы находятся под угрозой закрытия.

Таким образом, решаются сразу несколько задач: сохранение сети начальных общеобразовательных школ; минимизация расстояния между местом проживания ученика и учреждением образования; достойный уровень заработной платы педагога; снижение напряжённости на рынке труда в условиях реструктуризации системы образования.

Организация деятельности учительского дома на данный момент может быть осуществлена как по месту проживания семьи (либо гражданина), имеющей в собственности или на ином законном владении с правом распоряжения, недвижимое и иное движимое имущество, необходимое для создания и деятельности учительского дома (в случае перевода недвижимого имущества в статус нежилого), так и на базе муниципального образовательного учреждения.

В настоящее время рассматривается вопрос о разработке областной целевой программы строительства учительских домов, порядок её реализации на данный момент не установлен.

Главное для педагога — это работа с детьми. Один из путей решения проблемы — скорейшее внедрение компьютерных технологий, электронного документооборота.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина министерство образования и науки РФ предполагает разработать и ввести в эксплуатацию в 2012- 2013 годах единую автоматизированную информационную систему мониторинга в сфере образования, а также установить порядок осуществления запросов федеральными, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на получение оперативной информации в сфере образования.

Эксперимент по введению в школах электронного носителя, заменяющего все учебники стартовал 1 сентября 2011 года. Для тестирования проекта выбраны несколько регионов Российской Федерации. Нижегородская область в эксперименте не участвует.

Целесообразность включения области в данный проект будет рассмотрена после подведения первых итогов эксперимента по окончании 2011−2012 учебного года.

Курс ОРКСЭ планируется ввести в образовательный процесс обучающихся 4-х классов всех общеобразовательных школ Нижегородской области с 1 апреля 2012 года.

Согласно процедуре конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» рейтинг учреждений-победителей конкурса формируется отдельно по городским и сельским учреждениям.

Строительство и реконструкция образовательных учреждений муниципальных районов Нижегородской области ведется в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области».

Вопрос включения в Программу строительства или реконструкции образовательного учреждения в муниципальном районе Нижегородской области возможно рассмотреть при условии наличия проектно-сметной документации, выполненной за счет средств местного бюджета района, положительного заключения Госэкспертизы по рабочему проекту и гарантии администрации муниципального района об обеспечении софинансирования объекта строительства из средств местного бюджета.

Строительство спортивных залов для образовательных учреждений муниципальных районов Нижегородской области ведется в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» (далее — Программа).

Вопрос включения в Программу строительства спортивных залов для образовательных учреждений (далее — Объект) в муниципальных районах Нижегородской области возможно рассмотреть при условии наличия проектно-сметной документации, выполненной за счет средств местного бюджета района, положительного заключения Госэкспертизы по рабочему проекту данного Объекта и гарантии администрации муниципального района об обеспечении софинансирования объекта строительства из средств местного бюджета.

Согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Изменения условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Следовательно, регулирование пенсионного обеспечения относится к полномочиям Российской Федерации.

Согласно ежеквартальному мониторингу уровня и динамики заработной платы государственных и муниципальных учреждений образования среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала всех видов общеобразовательных учреждений Нижегородской области за 9 месяцев 2011 года составила 13628 рублей.

В целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования с 1 сентября 2011 года должностной оклад (минимальный оклад по профессиональной квалификационной группе с учётом коэффициентов за образование и квалификацию) педагогическим работникам по должностям: «учитель», «преподаватель», «педагог» общеобразовательных школ, школ-интернатов всех типов и видов, специальных (коррекционных) школ, санаторно-лесных школ, школ-интернатов открытого типа для детей с девиантным поведением, начальных школ-детских садов увеличился на 30%.

Средняя зарплата учителей составила: в сентябре — 16741 руб., в октябре — 16878,6 руб., в ноябре 2011 года — 17373 рубля.

Баннеры